Функционально-стоимостной анализ: особенности применения

Под функционально-стоимостным анализом (ФСА) понимается процесс определения себестоимости продукта или услуги. Особенностью данного процесса является операционно-ориентированный расчет ряда действий, каждое из которых представляет определенные ресурсы. Расходы на выполнение каждого действия рассчитываются путем переноса стоимости ресурсов на стоимость действия. Сумма расходов на выполнение каждого действия, с определенными поправками, и будет составлять себестоимость продукта, услуги или даже бизнес-процесса в целом.

ФСА проводится на основе информации об организационно-штатной структуре предприятия, бизнес-процессов предприятия содержащих в себе действия персонала и оборудования. Кроме того, в качестве исходных данных для расчета стоимости действий и себестоимости объектов затрат используются данные бухгалтерского учета, то есть затраты, взятые из первичных финансовых документов, распределенные по категориям затрат и по центрам затрат.

Рассмотрим применение функционально-стоимостного анализа на примере. Проведем анализ работы отдела продаж с помощью ФСА.

Информационной базой для анализа явилось штатное расписание, организационная структура отдела, анкетирование сотрудников, а так же договоры, счета на оплату и документы складского учета и товаротранспортного контроля.

На первом этапе сформирована функциональная модель документооборота отдела, рисунок 1.

Рисунок 1. Схема документооборота отдела.

Функции, представленные на рисунке 1, сформировали три группы: главные функции (ГФ), основные функции (ОФ) и вспомогательные функции (ВФ).

Отражение участия каждого субъекта в документообороте отдела продаж отражено в таблице 1.

Функции Начальник отдела Диспетчер Менеджер Зав. Складом
ОФ 1.1.1 ДА   ДА  
ОФ 1.12     ДА  
ОФ 1.2.4   ДА    
ВФ 4 ДА ДА   ДА
ВФ 8       ДА
ВФ 9   ДА   ДА

Таблица 1. Функциональное отражение работы отдела (фрагмент)

На втором этапе с помощью по парного сравнения, экспертами определена значимость каждой функции одного класса, т.е. если функция в строке важнее, чем функция в столбце, то в соответствующую клетку на пересечении строки и ставилась цифра «2», если функции равны по важности то – «1», если в столбце функция, по мнению опрашиваемого, более важна, то – «0», таблица 2. В экспертную группу вошли: финансовый директор, главный бухгалтер, начальник планово-экономического отдела, а так же начальник отдела продаж.

Функции ГФ 1 ГФ 2 ВФ 1 ВФ 2 ВФ 3
ГФ 1 1 1 2 2 2
ГФ 2 1 1 2 2 2
ВФ 1 0 0 1 0 1
ВФ 2 0 0 2 1 2

Таблица 2. Результаты опроса экспертов (фрагмент)

На третьем этапе сформировалась доля каждой функции в общей работе отдела, посредствам пропорционального распределения величины каждой функции (полученной из анкетирования экспертов). А так же относительные затраты, состоящие из суммы долей заработной платы каждого сотрудника, участвующего в выполнении определенной функции, распределенных пропорционально затрачиваемому каждым исполнителем рабочему времени, таблица 3.

Функция Наименование функции Доля функции Относительные затраты
ГФ 1 Реализация продукции 15% 58%
ГФ 2 Реализация внутри группы компаний 15% 1%
ВФ 1 Контроль выставления счетов 8% 0%
ВФ 2 Участие в инвентаризации продукции 9% 5%
ВФ 3 Отгрузка тары 5% 2%
ВФ 4 Отгрузка грузов на заказы 12% 2%
ВФ 5 Получение товаров 9% 10%
ВФ 6 Оплата грузчикам 7% 0,2%
ВФ 7 Контроль загрузки автомобилей 8% 1%
ВФ 8 Организация хранения на складе 6% 1%
ВФ 9 Организация погрузочно-разгрузочных работ 8% 13%

Таблица 3. Долевое распределение функций и затрат внешних функций

Итогом проведенных трех этапов являются полученные результаты: доля функции и относительные затраты, таблица 3, 4. Согласно ФСА нормой функции является равенство значений доли функции и относительных затрат. Превышение доли функции над относительными затратами считается положительным явлением, превышение относительных затрат над долей функции свидетельствует о неоправданных затратах.

Диагностика отдела продаж с помощью функционально-стоимостного анализа позволила выявить слабые стороны в работе отдела и обнаружить скрытые резервы в снижении затрат.

Подводя итог данной статьи нельзя не отметить ряд основных моментов «за» и «против» применения ФСА. К положительным относится:

  1. Четкое представление о стоимостных затратах;
  2. Выявление слабых сторон в функциях отдела;

К отрицательным моментам можно отнести:

  1. Трудоемкость анализа;
  2. Анализ одного отдела не показывает всех его «острых» моментов обобщенно от целой структуры организации.

Функциональные процессы необходимо рассматривать в их общем взаимодействии друг с другом, что в свою очередь сделает анализ более полным.

Определяющим фактором для принятия решения о глубине и детализации проведения функционально-стоимостного анализа служит целесообразность исследования, опираемая на соотношение стоимости исследования, времени на его реализацию, а так же ожидаемых результатов. И не вызывает сомнения актуальность данного анализа, так как работа над снижением себестоимости продукции и оптимизации издержек остается всегда в центре внимания менеджмента компании на всех этапах развития организации.