Статьи
Функционально-стоимостной анализ: особенности применения
Под функционально-стоимостным анализом (ФСА) понимается процесс определения себестоимости продукта или услуги. Особенностью данного процесса является операционно-ориентированный расчет ряда действий, каждое из которых представляет определенные ресурсы. Расходы на выполнение каждого действия рассчитываются путем переноса стоимости ресурсов на стоимость действия. Сумма расходов на выполнение каждого действия, с определенными поправками, и будет составлять себестоимость продукта, услуги или даже бизнес-процесса в целом.
ФСА проводится на основе информации об организационно-штатной структуре предприятия, бизнес-процессов предприятия содержащих в себе действия персонала и оборудования. Кроме того, в качестве исходных данных для расчета стоимости действий и себестоимости объектов затрат используются данные бухгалтерского учета, то есть затраты, взятые из первичных финансовых документов, распределенные по категориям затрат и по центрам затрат.
Рассмотрим применение функционально-стоимостного анализа на примере. Проведем анализ работы отдела продаж с помощью ФСА.
Информационной базой для анализа явилось штатное расписание, организационная структура отдела, анкетирование сотрудников, а так же договоры, счета на оплату и документы складского учета и товаротранспортного контроля.
На первом этапе сформирована функциональная модель документооборота отдела, рисунок 1.
Функции, представленные на рисунке 1, сформировали три группы: главные функции (ГФ), основные функции (ОФ) и вспомогательные функции (ВФ).
Отражение участия каждого субъекта в документообороте отдела продаж отражено в таблице 1.
Функции | Начальник отдела | Диспетчер | Менеджер | Зав. Складом |
ОФ 1.1.1 | ДА | ДА | ||
ОФ 1.12 | ДА | |||
ОФ 1.2.4 | ДА | |||
ВФ 4 | ДА | ДА | ДА | |
ВФ 8 | ДА | |||
ВФ 9 | ДА | ДА |
Таблица 1. Функциональное отражение работы отдела (фрагмент)
На втором этапе с помощью по парного сравнения, экспертами определена значимость каждой функции одного класса, т.е. если функция в строке важнее, чем функция в столбце, то в соответствующую клетку на пересечении строки и ставилась цифра «2», если функции равны по важности то – «1», если в столбце функция, по мнению опрашиваемого, более важна, то – «0», таблица 2. В экспертную группу вошли: финансовый директор, главный бухгалтер, начальник планово-экономического отдела, а так же начальник отдела продаж.
Функции | ГФ 1 | ГФ 2 | ВФ 1 | ВФ 2 | ВФ 3 |
ГФ 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
ГФ 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
ВФ 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
ВФ 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 |
Таблица 2. Результаты опроса экспертов (фрагмент)
На третьем этапе сформировалась доля каждой функции в общей работе отдела, посредствам пропорционального распределения величины каждой функции (полученной из анкетирования экспертов). А так же относительные затраты, состоящие из суммы долей заработной платы каждого сотрудника, участвующего в выполнении определенной функции, распределенных пропорционально затрачиваемому каждым исполнителем рабочему времени, таблица 3.
Функция | Наименование функции | Доля функции | Относительные затраты |
ГФ 1 | Реализация продукции | 15% | 58% |
ГФ 2 | Реализация внутри группы компаний | 15% | 1% |
ВФ 1 | Контроль выставления счетов | 8% | 0% |
ВФ 2 | Участие в инвентаризации продукции | 9% | 5% |
ВФ 3 | Отгрузка тары | 5% | 2% |
ВФ 4 | Отгрузка грузов на заказы | 12% | 2% |
ВФ 5 | Получение товаров | 9% | 10% |
ВФ 6 | Оплата грузчикам | 7% | 0,2% |
ВФ 7 | Контроль загрузки автомобилей | 8% | 1% |
ВФ 8 | Организация хранения на складе | 6% | 1% |
ВФ 9 | Организация погрузочно-разгрузочных работ | 8% | 13% |
Таблица 3. Долевое распределение функций и затрат внешних функций
Итогом проведенных трех этапов являются полученные результаты: доля функции и относительные затраты, таблица 3, 4. Согласно ФСА нормой функции является равенство значений доли функции и относительных затрат. Превышение доли функции над относительными затратами считается положительным явлением, превышение относительных затрат над долей функции свидетельствует о неоправданных затратах.
Диагностика отдела продаж с помощью функционально-стоимостного анализа позволила выявить слабые стороны в работе отдела и обнаружить скрытые резервы в снижении затрат.
Подводя итог данной статьи нельзя не отметить ряд основных моментов «за» и «против» применения ФСА. К положительным относится:
- Четкое представление о стоимостных затратах;
- Выявление слабых сторон в функциях отдела;
К отрицательным моментам можно отнести:
- Трудоемкость анализа;
- Анализ одного отдела не показывает всех его «острых» моментов обобщенно от целой структуры организации.
Функциональные процессы необходимо рассматривать в их общем взаимодействии друг с другом, что в свою очередь сделает анализ более полным.
Определяющим фактором для принятия решения о глубине и детализации проведения функционально-стоимостного анализа служит целесообразность исследования, опираемая на соотношение стоимости исследования, времени на его реализацию, а так же ожидаемых результатов. И не вызывает сомнения актуальность данного анализа, так как работа над снижением себестоимости продукции и оптимизации издержек остается всегда в центре внимания менеджмента компании на всех этапах развития организации.