И еще раз о платежных поручениях...

Зарплата начислена, и, естественно, все хотят получить ее в срок. Но существует обязанность по уплате налогов. Часто на практике руководители идут на то, чтобы зарплату выдать в срок, а налоги уплатить потом, когда будут деньги. К их радости, сегодня не надо указывать на чеке «Задолженности по налогам в бюджет нет», а банки не отслеживают уплату налогов предприятиями, хотя это требование действовало совсем недавно. Отсутствие денег на расчетном счете – одна из причин того, что бюджет не получит в срок платежи. Но существует еще одна: в платежные документы закрадывается ошибка. Что происходит в этом случае?

Ошибка бухгалтера при заполнении платежных документов на перечисление налогов влечет несвоевременное отражение в карточках лицевых счетов оплаченных налогов, и возникает недоимка, а затем осуществляются мероприятия, направленные на ее взыскание, то есть выставляются требования об уплате налогов на расчетный счет.

Кроме того, за их несвоевременное перечисление в бюджет организацию ждут пени в размере 1/ 300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае внесения причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Они также могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 – 48 НК РФ. Данные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Заполнение платежек на зарплату – совсем не простое дело. К сожалению, никто не застрахован от ошибок. Во избежание проблем с уплатой налогов можно посоветовать следующее. Во-первых, не нужно откладывать уплату налогов на последний день, после которого начнется начисление пеней. Иначе даже в случае технической ошибки избежать пеней не удастся.

Во-вторых, надо подать запрос в налоговую инспекцию для получения справки о состоянии своих расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Налоговики обязаны ответить согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ: представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме № 39-1 составляется для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица по заявлениям и в случаях, установленных законодательством РФ, формируется с помощью программных средств налогового органа по всем КБК.

В-третьих, хотя бы раз в год необходимо проводить сверку расчетов с налоговой инспекцией. Раньше такая сверка была обязательной и делалась при сдаче годового отчета. Сегодня такого требования нет, но чтобы быть уверенным в том, что налоговые и другие обязательные платежи в бюджет попали по назначению, такая сверка просто обязательна, делается она по окончании налогового периода на основании Акта сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам по формам № 23 (полная) и № 23-а (краткая).

Акт сверки формируется по форме 23-а (краткая) ежеквартально для крупнейших налогоплательщиков при снятии налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налогового агента с учета, в том числе при снятии с учета и постановке на учет в другом налоговом органе, при снятии с учета при ликвидации, реорганизации юридического лица, по инициативе налогоплательщика и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также по заявлению налогоплательщика.

Акт сверки формируется по форме 23 (полная), если выявлены расхождения между данными налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налогового агента и налогового органа после рассмотрения акта сверки по форме 23-а (краткая), по заявлению налогоплательщика при наличии расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату или зачету сумме переплаты или сумме задолженности по платежам, в счет которой направляется переплата. Данные информационных ресурсов налогового органа сравниваются с данными документов налогоплательщика для выявления и устранения причины возникновения расхождений.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме № 39-1 и Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам по формам № 23 (полная) и № 23-а (краткая) утверждены Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».

Ведение единого счета не уменьшает количество платежных поручений: сохраняется правило – один КБК равен одному виду платежа и платежному поручению. Детализация по «виду платежа» осуществляется в 14-17 разрядах КБК. Для налога – 14 разряд принимает значение 1, пени или процент- значение 2, штраф – значение 3.

Налоги, по которым Налоговым кодексом РФ утверждены отдельные ставки для зачисления их в различные уровни бюджета, перечисляются плательщиками на соответствующие КБК отдельными платежными поручениями. Код элемента дохода, в который должен поступить налог, указывается в 12-13 разрядах КБК. Налоги, формирующие федеральный бюджет 12-13 разряд принимают значение 01, бюджет субъекта Российской Федерации- 02, бюджет городского округа- 04, бюджет муниципального района – 05, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации – 06, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации – 07, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 08, бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования -09, бюджет поселения -10.

Поэтому, если сам налог зачисляется в один бюджет, то при уплате пени, процентов или штрафа по данному налогу формируется отдельное платежное поручение на каждый вид платежа.

Если в КБК не указан или указан неверно, администратор платежа, то данный платеж будет отнесен на «Невыясненные платежи» . В случае неверного указания в КБК статьи налога, элемента дохода или вида платежа, то данный платеж будет отнесен к разряду «Невыясненных платежей» того администратора, который указан в первых трех цифрах КБК. Именно КБК является основным показателем, по которому определяется, какой же именно налог уплачивается организацией или индивидуальным предпринимателем.

В поле 105 указывается значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему Российской Федерации. Код ОКАТО определяется по адресу места нахождения налогоплательщика, недвижимого имущества, транспортных средств, участков недр, места жительства физического лица. Например, при уплате налогов за обособленное подразделение указывается код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится данное подразделение.

При уплате налога на прибыль за разные обособленные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта РФ, одним ответственным обособленным подразделением в декларации и платежных документах будет указываться код ОКАТО ответственного обособленного подразделения. При уплате налога по месту нахождения земли, имущества или добычу полезных ископаемых – код ОКАТО территории, на которой находится объект налогообложения.

На каждый код ОКАТО должно быть свое платежное поручение. Такой же принцип выбора кода ОКАТО должен соблюдаться и при указании его в налоговых декларациях за отчетные (налоговые периоды). Код ОКАТО в платежных поручениях должен совпадать с кодом ОКАТО в налоговых декларациях.

По налогам, которые полностью или частично поступают в местные бюджеты, код ОКАТО надо указывать с предельной внимательностью. Без него Федеральное казначейство не определит муниципальное образование, в бюджет которого надо зачислить деньги.