И снова себестоимость продукции: коротко о главном

Одним из важнейших и обсуждаемых вопросов по планированию финансово-экономической деятельности любой организации является себестоимость собственной продукции. Не вызывает сомнения и то, что при высокой себестоимости бизнес вряд ли будет процветать, в то время как ее снижение повышает эффективность деятельности компании. В данном случае речь не идет о себестоимости предоставления услуг при условиях комиссионного вознаграждения, как например, в рекламном бизнесе. Когда уровень дохода компании, а равно и себестоимость услуг, определяется условиями договора комиссионного вознаграждения. Речь главным образом пойдет о себестоимости, состоящей из прямых и, назовем их – не прямых затрат.

Ни для кого не секрет, что прямые затраты, это те затраты, что непосредственно связаны с производством продукции, а не прямые затраты включают косвенные затраты, и затраты связанные с продажей и продвижением данного продукта на рынке, а так же содержание административно-управленческого аппарата организации. На производстве может существовать ряд частных моментов. Например, при создании нового продукта и калькуляции его производственной себестоимости следует делать поправку на объем производства, то есть материальные затраты и затраты на оплату труда будут завышены при опытной, штучной партии производства. Это может объясняться рядом факторов: дополнительное время на переналадку оборудования, обучение производственного персонала, высокая стоимость покупных материалов при малом объеме закупочной партии. А отсюда убытки от простаивания оборудования и трудовых ресурсов, формирующие упущенную выгоду, которая аккуратно осуществляет свой вклад в завышение стоимости производства продукции. Вдобавок ко всему на полученную производственную себестоимость необходимо распределить не прямые расходы. В итоге рынок получает дорогой товар, а предприятие имеет нерентабельный продукт…

В экономической теории рассмотрено множество методов распределения затрат или методов ценообразования. Наиболее распространенным в большинстве коммерческих организаций является затратный метод, на который ориентировано и современное отечественное законодательство. В основе метода лежит учет издержек и установление таких цен на продукцию, которые бы обеспечили окупаемость производственных затрат и нормативный уровень рентабельности. В качестве основных преимуществ затратного метода обычно рассматриваются гарантированный уровень прибыльности и простота. Тем не менее простота здесь — понятие весьма условное, поскольку метод предполагает наличие достоверной и полной информации о затратах, приходящихся на единицу услуги. Реально существующая на сегодняшний день система бухгалтерского учета такой информации не дает. Чтобы получить ее, необходимо наладить систему управленческого учета.

Находит свое применение в расчете себестоимости произведенной продукции и метод «директ-костинг», успешно реализованный в 1С УПП. Суть его заключается, по большому счету, в разделении прямых и не прямых затрат. При использовании этого метода формируется «чистая» производственная себестоимость. Данный метод будет актуальным при планировании производства нового продукта.

Следует отметить еще два метода ценообразования: метод с ориентацией на цены конкурентов и методы с ориентацией на спрос. Суть первого метода сводится к выбору цены конкурентов как отправной точки для ценообразования. Получив информацию о ценах конкурентов, компания принимает решение, установить ли ей цены выше, ниже или на том же уровне. Этот метод позволяет уйти от ценовой конкуренции. Кроме того, этот метод достаточно прост. Отрицательные стороны: у различных компаний могут быть разные издержки, и те цены, которые позволяют одной компании процветать, могут привести другую к банкротству. Величина издержек зависит и от размера компании, и от множества других индивидуальных факторов. Метод с ориентацией на спрос является достаточно трудоемким и требует дополнительных затрат на маркетинговые исследования. Суть исследований сводится к изучению эластичности спроса на продукцию и соответствующей корректировке политики ценообразования на произведенную продукцию предприятия. Рассмотренные выше два способа выполняют нормативно-рекомендательную роль при распределении затрат на производство.

Таким образом, оперирование этими и другими методами ценообразования позволит оптимизировать и увеличить маржинальную прибыль предприятия. К основным критериям при выборе метода ценообразования может служить текущий этап жизненного пути произведенного продукта: внедрение, рост, зрелость и спад. То есть при выпуске нового продукта объем не постоянных затрат распределяется на себестоимость уже выпускаемых продуктов, имеющих достаточный уровень рентабельности. Очевидно, именно этот порядок распределения является ключевым показателем при разработке финансовой политики предприятия в области затрат и формирования производственной себестоимости продукции.