Меняем стереотипы

08.04.2010 г.
Автор: бухгалтер Татьяна Кудрявцева

Сплошные цифры, постоянно повторяющиеся операции, отсутствие творчества…

Получая эту профессию в университете, я и сама думала так же. А когда стала практикующим бухгалтером, увидела в ней множество плюсов:
  1. Развивается логическое мышление. Японские кроссворды и ребусы «отдыхают» по сравнению с формированием проводок! И если первое – хобби, то в работе умение правильно все «увязать» очень высоко ценится. Конечно, со временем перестаешь задумываться о том, как и почему выбираешь тот или иной счет, действуя «на автомате».
  2. Вырабатываются навыки. Повторенье – мать ученья. И то, что сначала делалось с трудом, после нескольких попыток занимает совсем немного времени. За счет этого в рабочем дне можно выкроить время для отдыха и самообразования.
  3. Стабильность. Во-первых, примерный объем работы заранее известен и поддается планированию. Редко приходится делать что-то «на вчера». Во-вторых, спрос на специалистов всегда остается высоким. Даже в 40-50 лет бухгалтеру не грозит отказ на новой вакансии. Наоборот, опыт всегда работает на Вас.
  4. Общение. Бухгалтеру приходится иметь дело с множеством людей. Вырабатывается уверенность в себе, умение говорить «нет», настаивать на своем и находить подход к разным собеседникам.
  5. Улучшается самодисциплина. В бухгалтерии важна любая мелочь, любая деталь. Поневоле привыкаешь делать все тщательно и на совесть. Все должно сходиться «копейка в копейку»! Приняв эту установку как данность, начинаешь тщательнее планировать и контролировать и личный бюджет, что удерживает от непродуманных трат. Кстати говоря, про необдуманные траты. Сейчас я постараюсь подробно остановиться на процессе подготовки к составлению личного (семейного) финансового плана и рассказать о том, как можно сделать первый шаг и попытаться контролировать свои денежные средства.

Любое действие должно начинаться с определения цели. Финансовое планирование лишено всякого смысла, если не определена конечная финансовая цель, которую мы хотим достичь. Цель должна всегда иметь денежное выражение и временной горизонт. Если эти условия выполнены, можно приступать непосредственно к формированию самого финансового плана. Финансовое планирование начинается с оценки текущего состояния семейного бюджета. Для этого вам нужно сначала составить личный (семейный) «бухгалтерский баланс». Многие люди подходят к формированию такого «баланса» со всей серьезностью и основательностью. Есть даже специальная программа «1С: Деньги 8», помогающая вести «домашнюю бухгалтерию», которую можно с легкостью приобрести у нас в компании. Если вы хотите постичь все тонкости бухгалтерской работы, то, возможно, это следующий шаг к тотальному контролю над своими деньгами. А пока можно избрать более примитивный, но не менее эффективный способ оценки текущего состояния дел. Для этого вам понадобится листок бумаги формата А4 и шариковая ручка. «Если вы активно пользуетесь кредитными картами, то, распечатав выписку, узнаете о себе много всего интересного». Разделите листок бумаги на две части. В левой части вы будете отражать свои (семейные) доходы, а справа – расходы.

В доходах учитывайте все источники доходов семьи:
  • зарплаты и премии членов семьи,
  • доходы от сдачи имущества в аренду (если имеются),
  • регулярные платежи и прочие доходы.

Если свои доходы мы, как правило, помним всегда, то задача с расходами окажется для вас не из легких. Скорее всего, вы не сможете сразу вспомнить, на что потратили от 10 до 20% своих денег. Может, вам поможет выписка с вашего банковского счета? Если вы активно пользуетесь кредитными картами, то, распечатав выписку, узнаете о себе много всего интересного. Например, что вы – транжира. Итак, если с первой попытки вам не удалось «вспомнить все», то попробуйте отразить только самые важные и запоминающиеся траты, например, расходы на оплату коммунальных услуг, на детей (если они есть), на содержание автомобиля, на мобильную связь, еду, одежду, развлечения (кино, театры, рестораны) и т. д. Если свои доходы мы, как правило, помним всегда, то задача с расходами окажется для вас не из легких А теперь попробуйте подсчитать (из того, что удалось вспомнить), сколько в результате вы потратили денег в прошлом месяце. Вычтите эту сумму из ваших доходов. Запомните (а лучше запишите) цифру, которую вы получили.

Результат будет приблизительно отражать реальное состояние ваших финансовых дел. Для получения более полного представления о своих доходах и расходах попробуйте в течение следующих двух-трех месяцев учитывать все ваши траты, включая расходы на общественный транспорт, стоимость билетов в кино и чаевые официантам. Если это удастся, то вас можно будет поздравить: вы сделали первый шаг к контролю над своими деньгами. Теперь у вас появилось понимание того, сколько денег можете сэкономить, и можно подумать над тем, что с этими деньгами можно сделать. А чтобы упорядочить процесс мелких расходов, рекомендую каждый раз, доставая очередной полтинник или сотню из кармана, вспоминать древнегреческого мудреца Хилона, который говорил: «Исстрачивая деньги на ненужное, ты мало будешь иметь их на необходимое».

Как видите – бухгалтерия, это вовсе не скучно, а очень даже занимательно. Но главное то, что какую бы профессию Вы ни выбрали, пусть она приносит Вам удовлетворение и доход!