Отражение эквайринговых операций в типовых решениях фирмы 1С

Автор: Программист Усачев Сергей

Встречаются случаи, когда в торговле надо учитывать приход денег от клиента платёжной картой. Организации, для того чтобы принимать в оплату платежные пластиковые карты, для начала, нужно оформить с банком договор эквайринга, в содержании которого оговорен порядок обеспечения организации техническими средствами (например терминалы, импринтеры), авторизации пластиковых карт и проценты которые причисляются банк как плата за обслуживание. 

Получается, что за такую дополнительную функцию организации продавцу придётся платить банку определённый процент за пользование. Обычно организация продавец, что бы привлечь, а не пугать клиента дополнительной ценой за пользование такой удобной услугой, затраты (процент за пользование) включает в стоимость продажи и берёт на себя.

Во всех отраслевых решениях 1С направленных на торговую деятельность предусмотрен стандартный функционал для отражения подобных операций. Каждая организация ведёт учёт по своему и как именно лучше отражать в программе учёта эквайринговые операции решение каждого. В основном, схема реализации эквайринга в программе выглядит как в приведённом ниже примере. Рассмотрим случай продажи с помощью оплаты платёжной картой на примере такой распространённой  конфигурации как «1С:Управление торговлей 10.3»

Заполнение справочников

Чтобы учитывать услуги банка за использование возможности оплаты платежными картами с банком должен быть заключен договор эквайринга. Банк в этом случае должен выступать как контрагент (справочник «контрагенты»). С банком заключается договор (справочник «договоры контрагентов») с видом договора «прочее».

Затем создаётся договор эквайринга (справочник «Договоры эквайринга») в котором устанавливается контрагент и его договор, по которому будут производиться взаиморасчеты и указываются виды оплаты (возможные виды пластиковых карт) с различным процентом «уступки». 

Теперь можно начинать продавать с помощью пластиковых карт. Далее рассмотрим случай продажи с использованием документа «Заказ покупателя».

Оформление продажи

В «1С:Управление торговлей 10.3» предусмотрено оформление эквайринговой операции на основании документов:

  • заказ покупателя;
  • счет на оплату покупателю;
  • реализация товаров и услуг;
  • возврат товаров от покупателя.

После создания документа «Заказ покупателя»

на его основании создаётся документ «Оплата от покупателя платёжной картой» где устанавливается сумма, которую покупатель хочет оплатить банковской картой.

На странице «Эквайринг» документа «Оплата от покупателя платёжной картой» нужно выбрать договор эквайринга (справочник «Договоры эквайринга») принадлежащий контрагенту (банку) услуги которого будут использоваться, и выбрать вид оплаты этого договора. В зависимости от процента «уступки» выбранного вида оплаты рассчитается сумма торговой уступки от общей суммы оплаты указанной на странице «Основная». 

После загрузки (или получения извещения в бумажном виде) из банка документа «Платежное поручение входящее» (или в случае получения информации в бумажном виде создать документ «Платежное поручение входящее» на основании документа «Заказ покупателя») нужно установить вид этого документа в «Поступление оплаты по платежным картам»

и на странице «Учет затрат» указать сумму услуги взымаемую банком по договору эквайринга.

Так как деньги на банковский счёт приходят от банка то в документе «Платёжное поручение входящее»  нужно установить плательщиком сам банк эквайер. Так же для лучшего учёта затрат нужно указать статью движения денежных средств (на странице «Оплата по платёжным картам») и банковский счёт банка.

Документ отгрузки – «Реализация товаров и услуг» создаётся на основании «Заказа покупателя» в зависимости от фактической отгрузки товара. 

Так как денег в кассу от контрагента не получаем (они приходят на банковский счёт), документ «Приходно-кассовый ордер» не создаётся.

Хотя может быт ситуация с частичной оплатой покупки по банковской карте – контрагент какое-то количество оплаты вносит наличными, а остальное оплачивает банковской картой. В этом случае часть денег, внесённая наличными в кассу, обозначается документом «Приходно-кассовый ордер», остальная часть документом «Оплата от покупателя платёжной картой» по вышеприведённой схеме.

Для просмотра затрат по договору эквайринга можно использовать отчёт «Затраты».

Обмен данными

Очень часто между программой для ведения управленческого учёта (в нашем случае «1С:Управление торговлей 10.3») и программой для ведения бухгалтерского учёта («1С:Бухгалтерия предприятия 2.0» или «1С:Бухгалтерия предприятия 3.0»),  осуществляется обмен данными. При стандартном обмене данными, при передаче данных из «1С:Управление торговлей 10.3» в «1С:Бухгалтерия предприятия 2.0», данные (в случае предложенной схемы эквайринга) переноситься не совсем, так как хотелось бы большинству бухгалтеров. Всё дело в том, что документа «Оплата от покупателя платёжной картой» в «1С:Бухгалтерия предприятия 2.0» нет, и из «1С:Управление торговлей 10.3» этот документ не переноситься. В бухгалтерии получается несоответствие во взаиморасчётах с контрагентами, так как продали одному контрагенту, а деньги приходят от другого (от банка). Что бы решить эту проблему в «1С:Бухгалтерия предприятия 2.0»  можно использовать документ «Корректировка долга» с видом «Перенос задолженности».