Трудоустройство: бухгалтер или консультант?

Авторы:

к.т.н, директор компании СтавАналит Хороненко А.Ю.

зам.директора компании СтавАналит Басов Н.А.

 

В жизни каждого бухгалтера может наступить момент, когда ему потребуется сменить работу. В условиях, когда большинство предприятий ведет учет с использованием программ 1С, при трудоустройстве предполагается как знание бухгалтером самого бухгалтерского учета, так и умение организовать его в программе 1С. В процессе поиска бухгалтер может или сам найти вакантную должность консультанта или его могут пригласить на собеседование по замещению этой должности в фирму, оказывающую услуги по внедрению программ 1С. Стоит ли рассматривать бухгалтеру вакансию консультанта как вариант трудоустройства? Однозначно да, но при этом надо учитывать, что профессиональный консультант дополнительно  должен обладать рядом специфических компетенций. Об основных сходствах и различиях в компетенциях бухгалтера и консультанта речь и пойдет в настоящей статье.

Для удобства все отличия можно разделить на три больших направления – отличия в профессиональных навыках, отличия в условиях работы и наличие дополнительных компетенций. Следует отметить, что предлагаемая классификация не является исчерпывающей и весьма условна, так как многие ее составляющие могут переплетаться. Тем не менее, она позволит более структурировано рассмотреть отличия в работе бухгалтера и консультанта.

Еще попутно заметим, что в роли  бухгалтера в дальнейшем представляется профессионал, обладающий системными знаниями в области бухгалтерского и налогового учета и постоянно стремящийся к своему профессиональному росту.

Итак, начнем.

ОТЛИЧИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКАХ

Знания в области бухгалтерского и налогового учета. И бухгалтер, и консультант теоретически должны знать полностью бухгалтерский и налоговый учет. Почему теоретически? Ну, наверное, потому, что так нас учили в ВУЗе, техникуме и в других учебных заведениях. На практике дело обстоит несколько иначе и связано это с особенностью местонахождения бухгалтера и консультанта. Где работает бухгалтер? На предприятии. Даже если предприятие представляет собой холдинговую структуру, то единожды поставленная методика учета во всех структурных единицах будет использоваться ежедневно на длительном промежутке времени. Бухгалтеру нужны на практике только те разделы учета, которые используются в рамках используемой методики. Все изменения законодательства ему интересны только в рамках используемой методики ведения учета. Именно так на практике обстоит, как правило, дело и это правильно. Нет у бухгалтера лишнего времени для изучения теории, ему надо работать, обеспечивать сдачу отчетности и т.п.

Консультант, на практике, работает одновременно в разных проектах на разных предприятиях. Кроме того, по завершении одного из проектов, он переходит в другой проект. Следовательно, объем знаний бухгалтерского и налогового учета у него должен быть несколько шире, так как шире круг вопросов, с которыми он сталкивается. Как минимум, консультант должен на порядок лучше уметь находить решение проблем в бухгалтерском и налоговом учете лишь в силу того, что ему это чаще приходится делать. Таким образом, отсутствие необходимости непосредственного ведения учета  и сдачи отчетности компенсируется для консультанта необходимостью более глубоких знаний бухгалтерского и налогового учета в принципе.

Организация бухгалтерского и налогового учета. В данном вопросе основные, самые важные компетенции бухгалтера и консультанта различны. Если бухгалтер в основном должен поддерживать ежедневное ведение учета, то в задачу консультанта входит его постановка. Это как при строительстве и эксплуатации дома, например. Кто-то дом строит, а кто-то потом его поддерживает. Очевидно, что постановка учета (строительство дома) требует несколько иных компетенций, чем последующее ведение учета (последующее поддержание порядка в доме). Почему бухгалтеру на практике тяжело самому осуществить постановку бухгалтерского и налогового учета? Все очень просто. Речь-то идет об автоматизации учета. Следовательно, есть две составляющие: собственно бухгалтерский учет и программный продукт с заложенными в него механизмами ведения учета. Бухгалтер может великолепно разбираться в бухгалтерском и налоговом учете, но впервые переходя к их автоматизации, он, как правило, не до конца понимает тонкости использования имеющихся в программах механизмов. Вот тут ему на помощь и приходит консультант, великолепно разбирающийся как в вопросах учета, так и понимающий, как это реализовано в программном продукте. Нет, после постановки учета, бухгалтер впоследствии может привлекать консультанта для решения различных задач, но это уже происходит в рамках консультирования и речь об этом пойдет ниже. Итак, в процессе автоматизации, как правило,  постановка учета единожды ложится на плечи консультанта, а уже последующее его ведение – на плечи бухгалтера.

Решение проблем в ходе ведения бухгалтерского и налогового учета. И у бухгалтера, и у консультанта имеются практически одни и те же источники информации (правовые системы «Консультант», «Гарант», диск Информационно-технологического сопровождения 1С, собственно Интернет и т.п.). И, тем не менее, если возникает проблема в рамках ведения учета и бухгалтер не смог ее решить самостоятельно, что он делает? Правильно, прибегает к помощи консультанта. А консультант? Простите, но кроме своих коллег ему помощи ждать неоткуда. В этом и заключается существенное отличие между бухгалтером и консультантом.

Умение работать с массивами информации. Данное отличие чем-то перекликается с предыдущим. Выделено отдельно оно лишь в виду его особой важности. Вся информация, которая ежедневно вводится в учетную систему, в конечном итоге потом извлекается в виде отчетов, регламентированной отчетности и т.п. В идеале бухгалтер должен уметь формировать всю отчетность самостоятельно. Однако этого идеала, к сожалению, достигли не все бухгалтера. В таком случае речь идет снова о привлечении помощи консультанта.

Знания учетных механизмов программ. Опыт работы с программой у бухгалтера появляется в том случае, если он на практике работал с этой программой на предыдущем месте работы. Других вариантов нет. С трудом можно представить бухгалтера, у которого хватает времени и он «на будущее» изучает, как вести бухгалтерский и налоговый учет в новой для него программе. Консультант должен знать учетные механизмы всех программ, с которыми ему приходится на практике сталкиваться. Вот в случае с консультантом вариант изучения новых программ «на будущее» вполне возможен и нередко встречается на практике. При этом уровень знания программ консультантом должен быть намного глубже уровня знаний бухгалтера, так как впоследствии ему нужно будет и ставить учет в программе, и осуществлять текущее консультирование, и формировать регламентированную отчетность.

ОТЛИЧИЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ

Работа на результат. Внешне вроде бы и бухгалтер, и консультант работают на результат. Почему же на результате в данном случае делается акцент? Чтобы понять это, надо попробовать ответить на ряд следующих вопросов. Пусть возникла некоторая несущественная проблема в учете и бухгалтер, провозившись с ней долго,  ее не решил, что будет? Да ровным счетом ничего. С работы его не уволят, отчетность он в любом случае обязан сдать, зарплату он получит.  А если это произойдет с консультантом? С работы-то его тоже не уволят, а вот денег за напрасно потраченное время он не получит. Да и репутация его будет несколько дискредитирована. При этом не важно, не смог консультант решить проблему по причине отсутствия времени, физической возможности или незнания вопроса. От результата работы в случае его неполучения, таким образом, бухгалтер страдает несколько меньше.

Место работы. Чтобы сразу понять разницу, зафиксируем следующий факт: у бухгалтера есть свой кабинет. Он может выезжать в случае холдинговой структуры в удаленные подразделения, но львиную долю времени бухгалтер может находиться на рабочем месте в собственном кабинете. Консультант, как правило, своего кабинета не имеет. Кроме того, львиную долю времени он проводит на предприятиях заказчика. Нет, возможны случаи, когда на консультацию бухгалтер едет в офис, где находится консультант, но в большинстве случаев все происходит наоборот, что является существенным отличием в месторасположении бухгалтера и консультанта при решении повседневных задач.

Система оплаты труда. Из практики в большинстве случае бухгалтер получает оклад и какие–либо премии, предусмотренные корпоративной системой оплаты труда. Как правило, никаких показателей выработки у бухгалтера нет. В отличие от этой ситуации, основным показателем консультанта является, как правило, почасовая оплата у клиента, сопровождающаяся окладом, выплачиваемым либо вместо, либо вместе с отработанными у клиента часами. Даже если консультант работает в проектах с зафиксированными по этапам суммами, все равно при первоначальном расчете повременная отработка консультанта учитывается и именно она определяется на практике, как основы формирования цены в проектах.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОНСУЛЬТАНТА, КОТОРЫМИ МОЖЕТ НЕ ОБЛАДАТЬ  БУХГАЛТЕР  

Ведение управленческого учета. Как ни крути, а взаимоувязка  бухгалтерского, налогового и управленческого учета, если последний на предприятии ведется, должна быть. Если основой для принятия решений на предприятии бухгалтерский учет не является и организуется ведение управленческого учета, то вопрос его организации не всегда ложится на бухгалтера. В данном случае могут привлекаться сотрудники финансово-экономических служб. Для консультанта особой разницы в целях автоматизации нет и в его задачу входит организация на базе используемого программного продукта еще и управленческого учета. Если бухгалтерский и налоговый учет достаточно жестко регламентированы действующим законодательством, то организация управленческого учета, несмотря на наличие общепризнанных научных подходов, может строиться исходя из экономического мировоззрения и фантазий менеджмента клиента различных уровней. Все это требует еще более тонкого знания возможностей типовых программных продуктов и умения логически мыслить при построении системы управленческого учета. Отсутствие необходимости ведения управленческого учета, по большому счету, для бухгалтера является определяющей. В свою очередь умение ставить учет в автоматизированной системе для консультанта является обязательным, что является еще одним отличием в компетенциях.

Участие в проектах. Бухгалтер может участвовать в проектах, как правило, только внутри своей организации, т.е. его общение происходит в основном со своими сотрудниками. Консультант в основном работает в проектах на предприятиях клиентов и взаимодействует, в основном, с сотрудниками клиентов. Это существенное отличие рабочей среды, в которой находится бухгалтер и консультант. Скажем прямо, работники организаций  всегда более лояльно настроены на взаимодействие с бухгалтером (это же их сотрудник, им вместе еще работать и работать), чем с консультантом (это же временный в проекте сотрудник внешней организации, который по окончании проекта просто уйдет). Это обстоятельство всегда следует помнить.  Консультант должен обладать лучшими навыками по сравнению с бухгалтером по скорейшему установлению коммуникаций с сотрудниками в новом коллективе.

Командировки. У консультанта, в подавляющем большинстве случаев, они бывают чаще, чем у  бухгалтера. Обусловлено это спецификой места работы и более подробно описывалось выше. Просто это обстоятельство следует учитывать при выборе работы.

Текущее консультирование. Эта часть работы может вообще отсутствовать у бухгалтера, но неизменно всегда будет у консультанта. Особенностью этой работы является то, что в данном случае консультирование, по-существу, выступает самой жесткой формой экзамена. При подготовке к экзамену раздаются билеты или вопросы, дается время на подготовку. При консультировании у консультанта всего этого нет. Вопросы или проблемы носят весьма разнообразный характер, задающие их жаждут ответа «здесь и сейчас же». И если этого не происходит, то реноме консультанта может и упасть в глазах клиента. Следовательно, быстрый поиск решений проблем – это необходимая компетенция (способность) консультанта, которая может быть и не востребована при работе бухгалтера.

Подводя итог, можно отметить следующее. Несмотря на то, что работа бухгалтера и консультанта происходит вокруг одной и той же предметной области – бухгалтерского и налогового учета, требования к наличию компетенций у них достаточно разные. При необходимости практически любой консультант, после непродолжительной адаптации может выполнять функции  бухгалтера. Обратное утверждение не верно. Если бухгалтеров и консультантов рассматривать как армию, борющуюся за правильное ведение учета, то консультанты выступают в роли спецназа этой армии. Однако такое почетное положение выдвигает к ним и повышенные требования. Следовательно, решение перейти с должности бухгалтера на должность консультанта сопряжено с готовностью решения более сложного класса задач. Если бухгалтер готов к этому, готов перейти на новую ступень профессионального развития, он вполне может рассматривать возможность работы консультантом в фирме, оказывающей услуги по внедрению программ 1С.