Учет и анализ затрат торгового предприятия в 1С:Управление торговлей 8.

Автор: специалист в области бухгалтерского и налогового учета Анастасия Махрова.
В торговле основную долю затрат составляет себестоимость закупаемого товара. Иногда торговое предприятие выбирает поставщика не с самой низкой закупочной ценой, но, например, предоставляющего широкий ассортимент или набор дополнительных услуг. Однако в условиях жесткой конкуренции приоритеты могут измениться, даже небольшая разница в закупочной цене товара окажется важнее удобства работы с поставщиком. Проанализировать и сравнить цены поставщиков возможно, используя отчет «Анализ цен» (предварительно заполнив документ, регистрирующие цены поставщиков «Установка цен номенклатуры контрагентов» в 1С: Управлении торговлей 8).

В настройках отчета можно установить отбор по конкретным контрагентам и по определенной группе контрагентов или по позиции номенклатуры. С помощью данного отчета можно проанализировать отклонения цен контрагентов от цен компании. Для анализа отклонений необходимо установить флаг в показателе «Отклонение от цены компании в %». Ведь даже небольшая разница в закупочной цене порой может оказаться важнее удобства работы с поставщиком. Кроме того в программе можно учитывать два вида дополнительных расходов. Дополнительные прямые затраты, такие как транспорт, упаковка, этикетиирование и т.п., как правило связанны с закупкой или хранением и существенно меньше себестоимости товара. Эти затраты можно однозначно отнести на себестоимость товара. В «1С: Управлении торговлей 8» они учитываются документом «Поступление дополнительных расходов», который можно ввести на основании документа «Поступление товаров и услуг». Для этого необходимо в документе в верхней панели инструментов нажать на кнопку «Действия» и выбрать пункт меню «На основании».

Появится список документов, которые могут быть введены на основании документа «Поступление товаров и услуг». В табличной части документа автоматически будут перенесены товары из документа-основания. В графе «Сумма расхода» указывается сумма дополнительного расхода, которая будет учтена в себестоимости товара. Дополнительные прямы затраты можно относить на несколько поставок товаров. Порядок оформления такой операции измениться. В документе «Поступление доп. расходов» по кнопке «Заполнить» в табличной части документа можно будет подобрать несколько поступлений при выборе пункта меню «Добавить из поступления». Эти затраты включаются в себестоимость и включаются в расчет валовой прибыли.

Но кроме прямых затрат, которые формируют себестоимость каждой партии товара, существуют косвенные затраты, которые невозможно отнести на себестоимость, но тем не менее их влияние на прибыль можно проанализировать. Эти затраты могут сыграть решающую роль, и своевременно избавившись от них, торговое предприятие может получить дополнительные конкурентные преимущества, как например, возможность предоставить скидки без риска сработать в убыток. В «1С: Управление торговлей 8» реализованы механизмы позволяющие учесть и проанализировать эти затраты. Для регистрации таких затрат в «1С: Управление торговлей 8» используется документ «Прочие затраты».

Затраты можно отнести на конкретный «Заказ покупателя», подразделение.С момента регистрации затраты становятся доступны для анализа. Для того, что бы проанализировать влияние затрат на прибыль используется отчет «Продажи по оплате». Отчет позволяет выявить наиболее значимые затраты и принять управленческое решение по их сокращению. Отчет предоставляет возможность анализировать динамику по различным периодам, месяц, неделя, день в зависимости от интенсивности торговых операций и содержания принимаемых мер по сокращению затрат. Таким образом, «1С: Управление торговлей 8» может стать эффективным инструментом в руках менеджеров и руководителей, которым нужны оперативные данные для анализа структуры затрат и динамики их изменения.