Управленческий учет – основа поддержки решений.

Светлана Валерьевна, чем управленческий учет отличается других видов учета?

Если бухгалтерский и налоговый учеты отражают факты хозяйственной деятельности, то управленческий предназначен для планирования работы, оперативного сбора информации по текущим операциям, проведения план-фактного анализа, оперативной оценки текущего финансового состояния предприятия и является основой для поддержки управленческих решений. Сегодня вместо получения из регистров бухгалтерского учета данных прошлых периодов для проведения анализа в управленческом учете можно использовать современные средства обмена информацией и получать данные практически в реальном режиме времени. В таком случае основанием для ввода данных в систему управленческого учета будет не первичный документ, как в бухгалтерском учете, а установленный в регламенте способ отражения оперативной информации (электронное письмо, служебная записка, справка- расчет, смс - сообщение, сообщение через Интернет - программы общения и так далее.). Кроме того, система управленческого учета может содержать не только отражение фактов хозяйственной деятельности, но и событий, который с высокой вероятностью произойдут в соответствующие сроки (например, отражение реализации продукции и поступления денег после заключения договора с надежным контрагентом в оговоренные в договоре сроки), что вообще невозможно в рамках ведения бухгалтерского учета. Таким образом, данные, накапливаемые в системе управленческого учета, будут с одной стороны актуальны в связи с оперативностью их получения, с другой стороны более реально отражать оперативное состояние дел в организации, так как в системе будет содержаться информация и о фактах, и о событиях с высокой вероятностью свершения. Для хранения данных управленческого регистры могут быть организованы по аналогии с бухгалтерским учетом по принципу двойной записи (общепринятое название «Бухгалтерский управленческий учет»), а также могут использоваться специальные накопительные регистры без использования принципа двойной записи.

Вы упоминали про регламент. Расскажите о нем подробней

Именно в регламенте прописывается какого рода информация, в какие сроки, по каким средствам обмена информацией, какими должностными лицами и каким представляется, кто обобщает эту информацию и как, кто формирует требуемую управленческую отчетность и в какие сроки предоставляет данные руководству компанией и тому подобное. Именно соблюдение регламента позволяет своевременно отражать данные в управленческом учете в соответствии с принятым порядком документооборота. Как видно из характера документооборота, в принципе управленческий учет ведется независимо от бухгалтерского. Начать его ведение можно с любого момента, в отличие от регламентированного учета, который, как правило, начинают вести в новой программе с начала года или квартала. Подход, подразумевающий независимое ведение управленческого учета от регламентированного, естественно требует вложений как на этапе его подготовки (разработка системы документооборота, разработка регламента, при необходимости разработка или приобретение программного продукта для автоматизации учета), так и на этапе его ведения. В данном случае решающим является экономическая оценка эффективности внедрения управленческого учета. Если вложения в организацию управленческого учета окупаются в течение заданного промежутка времени, то есть смысл их осуществлять, иначе положительного эффекта не будет.

Каков алгоритм ведения управленческого учета?

Наличие системы документооборота и регламента управленческого учета является необходимым, но не достаточным условием. Это как бы инструментарий. Если он имеется, то на первый план выступает основная задача: выявление целевых показателей, которых компания планирует достичь за определенный период. Сами целевые показатели вытекают из целей и задач, поставленных перед компанией, руководством или собственниками. Основным моментом здесь является то, что значение этих показателей могло быть рассчитано на основании данных управленческого учета. Целевые показатели могут быть заданы либо в виде коэффициентов (KPI), либо в виде плановых величин в натуральном или стоимостном выражении. После определения целевых значений показателей в управленческом учете целесообразно отразить плановую деятельность компании (составить план продаж, план производства, план закупок, составить плановые бюджеты в подсистеме бюджетирования и т.п.). Если в результате по окончании срока планирования организация достигает целевых показателей, то данные планы могут быть взяты за основу, иначе планирование производится до тех пор, пока в после выполнения плановой деятельности не будут достигнуты целевые показатели. В случае же не достижения целевых показателей при любых реалистичных вариантах плана, анализу и возможному изменению подлежат именно они. Таким образом, планирование в управленческом учете показывает в конечном итоге, каким путем должна действовать организация для достижения целевых показателей. При выявлении отклонений по результатам план-фактного анализа регламентом управленческого учета должны предопределяться процедуры, инициирующие управленческие воздействия.

Какие программы позволяют вести управленческий учет?

На сегодняшний день для его автоматизации существует ряд типовых конфигураций, разработанных фирмой 1С. Одной из программ, позволяющей вести управленческий учет и автоматизировать процесс бюджетирования, является 1С:Предприятие 8 «Управление производственным предприятием». Программный продукт дает возможность вести планирование, ввод фактических данных и план-фактный анализ в управленческом учете. На основании данных с использованием штатных механизмов можно сформировать основные и вспомогательные бюджеты в подсистеме бюджетирования, причем как плановые, так и фактические. Особой популярностью в последнее время пользуется продукт 1С:Консолидация 8. По разработанному регламенту программа позволяет консолидировать отчетность (МСФО, РСБУ, управленческий учет), трансформировать отчетность из РСБУ в МСФО, управлять бюджетным процессом группы компаний, консолидировать «нефинансовые» операционные отчеты. Для организации управленческого учета в на малых предприятиях может быть использована программа 1С:Управляющий. Она предназначена для ведения на предприятии управленческого финансового учета, который опирается на реальные данные и используется исключительно внутри организации, предоставляя информацию для руководителей и собственников предприятия. В любом случае, правильная постановка управленческого учета позволяет с лихвой окупить вложения в его организацию на предприятиях любого масштаба.