Ведение учета индивидуальных предпринимателей в программе 1С:Бухгалтерия 8

26.05.2009 г. Автор: ведущий специалист-консультант в области управленческого, бухгалтерского учета и налогового учета Светлана Урусова

Преимущество программного продукта 1С:Бухгалтерия 8 в отличие от 1С:Бухгалтерией 7.7 состоит в том, что в одной программе можно вести учет организаций с различными системами налогообложения. Кроме того, можно одновременно вести учет как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

  • 1.Ввод сведений об индивидуальном предпринимателе.
  • В справочнике «Организации» (меню «Предприятие – Организации») необходимо ввести сведения об индивидуальном предпринимателе (сведения о государственной регистрации, сведения о банковских счетах, коды ОГРНИП, ОКАТО и пр.). При заполнении сведений об индивидуальном предпринимателе в поле «Юр/физ. Лицо» - следует указать «Физ.лицо», а в поле «Физическое лицо» выбрать элемент справочника «Физические лица», в котором указаны сведения о предпринимателе, как о физическом лице (пол, паспортные данные, ИНН, дата рождения и пр.).

  • 2.Настройка параметров учета.

    В форме «Настройка параметров учета» (меню «Предприятие – Настройка параметров учета») следует установить флаги:

    • На закладке «Запасы» - «Ведется учет по партиям (документам поступления)»;
    • На закладке «Расчеты с контрагентами» - «По документам расчетов»;
  • 3.Настройка учетной политики.

    Сведения об учетной политике индивидуальных предпринимателей указываются в форме «Учетная политика организаций» (меню «Предприятие – Учетная политика - Учетная политика организаций»).

    Для настройки параметров учетной политики, специфичных только для индивидуальных предпринимателей предусмотрена отдельная закладка «Предприниматель», где следует указать «Основную номенклатурную группу» и «Основной характер деятельности», осуществляемой предпринимателем. Флажок «Предприниматель ведет учет по нескольким видам деятельности» следует использовать, если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности.

    Если флажок снят, то все хозяйственные операции будут отнесены к номенклатурной группе и характеру деятельности, указанным в учетной политике, в полях «Основная номенклатурная группа» и «Основной характер деятельности».

    Если флажок установлен, то отнесение хозяйственных операций к разным номенклатурным группам или характерам деятельности будет производиться в порядке, описанном ниже, в разделе «Раздельный учет по видам деятельности».

    При установке флажка «Предприниматель ведет учет по нескольким видам деятельности» следует заполнить справочник видов деятельности предпринимателя (для чего достаточно нажать ссылку «Виды деятельности предпринимателя»).

    При заполнении справочника, указываются характер деятельности и перечень номенклатурных групп, которые относятся к указанному характеру деятельности. Сведения из справочника «Виды деятельности предпринимателей», используются при формировании отчета «Книга учета доходов и расходов предпринимателя» (для заполнения титульного листа; для отбора информации, при формировании отчета по отдельным видам деятельности).

    Особенность настройки учетной политики для индивидуального предпринимателя также заключается в том, что способ оценки стоимости МПЗ может быть только «ФИФО».

  • 4.Получение отчетности.

    При проведении документов хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете, а так же в специализированных регистрах накопления, предназначенных для ведения налогового учета индивидуального предпринимателя. Таким образом, конфигурация позволяет предпринимателю вести одновременно бухгалтерский и налоговый учет. Задачей бухгалтерского учета, в данном случае, является предоставление объективной информации о хозяйственной деятельности. Задачей налогового учета является определение базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), а так же ведение Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.

    Для получения сведений о налоговом учете предпринимателей используются:

    1. Отчет «Книга учета доходов и расходов предпринимателя» предназначен для формирования Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 13.08.2002 №8бн/БГ-3-04/430.
    2. Отчеты «Список/кросс-таблица» и «Остатки и обороты» рекомендуется использовать для анализа доходов и расходов предпринимателя, учитываемых в целях налогообложения. Например, с помощью данных отчетов можно проследить оплату отгруженных товаров покупателями, получить обобщенные сведения о доходах и расходах в разрезе номенклатурных групп (видов товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг), проанализировать распределение косвенных расходов по видам деятельности и т.п. Для получения тех или иных сведений, в параметрах отчета следует указать соответствующий регистр учета доходов и расходов предпринимателя, а именно:
    3. ИП МПЗ – регистр учета материально-производственных запасов в разрезе партий и документов оплаты поставщикам;
    4. ИП Обороты МПЗ – регистр учета прямых расходов на производство, отражающий количество и стоимость сырья, израсходованного на производство готовой продукции и полуфабрикатов;
    5. ИП МПЗ Отгруженные – регистр учета отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по которым не получена оплата от покупателей;
    6. ИП Доходы – регистр учета доходов от реализации товаров (работ, услуг), увеличивающих налоговую базу по НДФЛ;
    7. ИП Иные материальные расходы – регистр учета иных (косвенных) материальных расходов. В данном регистре отражается стоимость услуг и материалов, приобретенных для общепроизводственных целей. В частности, в данном регистре могут учитываться затраты на приобретение топлива, электроэнергии, транспортных услуг и т.п.;
    8. ИП Расходы на оплату труда – регистр учета расходов по оплате труда, уменьшающих налоговую базу по НДФЛ.
    9. ИП Прочие расчеты – регистр учета задолженности по оплате труда, а так же задолженности по расчетам с бюджетом;
    10. ИП Прочие доходы – регистр учета прочих доходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
    11. ИП Прочие расходы – регистр учета прочих расходов, а так же расходов по начисленной амортизации.