Что получает директор от внедрения 1С:Предприятия 8

Представьте себе ситуацию. Главный бухгалтер готов переходить на программу на платформе 1С:Предприятие 8. Но что сказать шефу? Преимущества новой программы для бухгалтера очевидны: и удобнее в работе, и значительно больше возможностей, и более удобная поддержка. Но, как убедить шефа? Ему - то зачем все это?

Так что же получает директор от внедрения программы на платформе 1С:Предприятие 8.

Без экономической службы сегодня не обходится ни одно предприятие. В нее может входить как единственный главный бухгалтер на небольшом предприятии, так и целые отделы (бухгалтерия, финансово-экономический отдел) в крупных организациях.

С точки зрения директора какие функции должна взять на себя экономическая служба? Остановимся только на самых основных, это:

  • ведение бухгалтерского, налогового учета и сдача отчетности в соответствии с действующим законодательством;
  • экономическое планирование и план-фактный анализ;
  • управление финансовыми потоками;
  • предоставление информации директору для обоснования принятия управленческих решений и т.п.

Что директор платит за это? Что является финансовым источником реализации этих функций? Не считая разовые вложения в оборудование рабочих мест (мебель, оборудование, компьютеры, сети, офисную технику и т.п.) перечислим только основные моменты:

  • регулярные вложения в поддержание рабочих мест (арендная плата, плата за связь, коммунальные услуги и т.п.);
  • заработная плата сотрудников экономической службы, включая налоги на фонд оплаты труда.

На основании перечисленных основных компонентов затрат на содержание экономической службы предприятия давайте оценим ее стоимость для директора. Хотя приведенный пример является гипотетическим (как бы «средняя температура» по больнице), однако он ярко иллюстрирует суть проблемы. Все цифры затрат условные, но их величина приближена к нижней границе оценки, т.е. в жизни картинка хуже.

Итак, рассматривается небольшое предприятие с бухгалтерией, содержащей в своем штате пять бухгалтеров. Больше подразделений и специалистов экономической службы на предприятии нет. Разовыми вложениями в мебель, оборудование, компьютеры, сеть, офисную технику и т.п. пренебрегаем (их величина значительно меньше затрат на содержание экономической службы, как будет видно ниже). Считаем, что ежемесячно содержание рабочих мест обходится директору примерно в 10 000 рублей. Заработная плата одного бухгалтера составляет в среднем 10 000 рублей, т.е. ежемесячный фонд заработной платы бухгалтерии равняется 50 000 рублей, а с учетом налогов (в зависимости от режима налогообложения, формы оплаты и т.п.) пусть он увеличивается на 10% и составляет 55 000 рублей. Таким образом, ежемесячные суммарные затраты директора на содержание бухгалтерии составляют 65 000 рублей, а ежегодные 780 000 рублей. Полученную сумму 780 000 рублей директор ежегодно вкладывает для обеспечения ведения бухгалтерского, налогового учета, своевременной сдачи квартальной и годовой отчетности. Для учета затрат на финансово-экономическое планирование и управление денежными средствами (в данном примере не учитывается) необходимо расширять штат и общая сумма затрат будет расти пропорционально увеличению штатной численности.

Если директора все устраивает, т.е. бухгалтерия блестяще справляется со своими задачами, то, наверное, в такой организации и вопрос автоматизации учета не стоит на повестке дня. Какая разница директору, кто и как ведет учет. Но если ситуация иная, директор или вообще не получает необходимой информации из учетных данных, или получает данные, в которые, мягко говоря, не совсем верит, то стоит вопрос о реорганизации экономической службы (в данном примере бухгалтерии). Затрачиваемые деньги в сумме 780 000 рублей в год на функционирование экономической службы не оправдывают себя. Что делать? Здесь мы не будем рассматривать вариант, когда сотрудникам бухгалтерии из-за большого объема первичных документов или выполнения каких-то дополнительных служебных обязанностей просто не хватает рабочего времени и они не успевают. В этом случае замена на более квалифицированный персонал или расширение штата решает эту проблему (заметим, тоже не без финансовых вложений и удорожания стоимости содержания экономической службы). Речь идет о ситуации, когда численности и квалификации сотрудников хватает, но что-то все равно не так, как хотел бы видеть директор.

Вот тут и приходит на помощь автоматизация учета. Заметим, одну простую мысль: бухгалтер не видит ошибок в имеющейся системе учета, иначе он бы просто исправил их (конечно, речь идет о добросовестном бухгалтере). А раз так, то поводом для исправления методики учета может служить либо первоначальная автоматизация учета, либо переход на новую программу. Именно вложив деньги на этом этапе в правильное внедрение программного продукта директор добивается того, что оставшиеся деньги на содержание экономической службы тоже будут затрачены по назначению. Если так, то директору, как говорится, важно знать, какова цена вопроса?

Здесь опять придется прибегнуть к гипотетическому расчету на основе вышеописанной организации, имеющей в штате бухгалтерии пять сотрудников. На сегодняшний день стоимость поставки 1С:Бухгалтерия 8 составляет 21 600 рублей. Наш 12-летний опыт на рынке внедрения программных продуктов фирмы 1С показывает, что в среднем общая стоимость внедрения типового программного продукта без доработки составляет 3-4 стоимости самого программного продукта, т.е. в данном случае порядка 75 000 – 80 000 тысяч рублей (внедрение считается завершенным, если организация вызывает специалистов сопровождающей фирмы не чаще одного раза в квартал в период составления регламентированной отчетности или в случаях существенного изменения методики ведения учета). Это и есть цена вопроса автоматизации для нашего примера.

По апробированной на сотнях предприятий Южного федерального округа и сопровожденной многочисленными положительными отзывами методологии внедрения программных продуктов на платформе 1С:Предприятие 8, включающей кроме приобретения самого программного продукта разработку методики ведения учета, обучение пользователей, текущее консультирование, можно достичь гарантированного результата правильной постановки и ведения учета на предприятии.

Если для вышеупомянутого гипотетического предприятия директора пугают суммы в 21 600 рублей стоимости программного продукта, несколько десятков тысяч рублей за разработку методики, обучение, консультирование и возможную доработку программы, то почему его не пугают 780 000 рублей в год, затраченных на содержание экономической службы, но до конца не выполнившей своих функций для директора? Интересный вопрос, требующий осмысления.

Подводя итоги, следует отметить следующее. Если автоматизацию учета рассматривать в отрыве от действительности, как дань моде или прихоть бухгалтеров и экономистов, то, с точки зрения директора, затраты на эти цели кажутся сомнительными. Однако если этот вопрос рассмотреть с позиции бизнеса, выполнения бизнес-функций, окупаемости затрат, то преимущества автоматизации учета становятся очевидными не только с точки зрения пользователей, но и сточки зрения директора. Единственное, что надо учесть, чтобы автоматизация была произведена полностью, доведена до логического конца. Чтобы полученная функциональность экономической службы в результате автоматизации соответствовала требованиям директора, иначе деньги, потраченные на автоматизацию, можно считать потраченными впустую.