Как найти себя на рынке ИТ труда

Заказчиками на рынке профессий в ИТ-сфере являются системные интеграторы, консалтинговые компании, разработчики ПО, фирмы по продаже готовых программных решений, компании, занимающиеся сборкой, сервисом, продажами ПК и комплектующих; а так же компании, предоставляющие коммуникационные услуги, разработку и администрирование веб-приложений, средств защиты информации, предоставляющие доступ в интернет, а также сертификационные учебные центры.

Численность сотрудников в компании, ее известность на рынке определяет уровень оплаты персонала и систему мотивации в целом. Количественный состав фирмы, кроме того, является определяющим и при отнесении компании к предприятию малого, среднего и крупного бизнеса. На средних ИТ-предприятий (которых на российском рынке абсолютное большинство) работает от 50 до 150 сотрудников. Кстати, на Западе средними считаются компании со штатом 100–500 человек, а в Японии подобные фирмы попадают под категорию мелких.

По статистике, в известных на рынке крупных московских ИТ-компаниях уровень оплаты на 3% ниже среднерыночного. Однако чуть меньшая зарплата компенсируется за счет других элементов мотивации, например, таких как возможность приобретения опыта, получение дополнительного образования и сертификатов, определенных социальных льгот.

Уровень оплаты труда зависит от многих факторов: от известности, значимости компании, ее финансового состояния, а также уровня квалификации, личностных качеств сотрудника. Наиболее высокий уровень зарплат на телекоммуникационном рынке, на рынке компьютеров и комплектующих — самый низкий.

Помимо специализированных ИТ-компаний, многие представители высокотехнологического персонала находят применение своему опыту и в других сферах бизнеса. Ряд крупных торговых, производственных компаний, банках имеют собственные ИТ-структуры. А в небольших фирмах, как правило, есть системный администратор, выполняющий функции обслуживания техники, сетей, программного обеспечения. Перед компаниями, не входящими в ИТ-сегмент рынка, остро стоит задача мотивации технических специалистов. И здесь отсутствие карьерного роста и развития в профессиональном плане обычно возмещается оплатой труда выше рыночной на 5–10%.

Ситуация, когда предложение в несколько раз превышает спрос, происходит и оттого, что стать системным администратором сегодня под силу и дилетанту — достаточно окончить учебные курсы и несколько месяцев постажироваться.

С точки зрения соискателя выбор уже не определяется исключительно материальными факторами, хотя их значение по-прежнему велико. Однако все большее внимания сосредотачивается на личной свободе, выраженной в графике работы, а также на формальности взаимоотношений с работодателем: свободный стиль одежды, отсутствие жесткого регулирования внутрикорпоративных отношений и пр Что касается требований со стороны работодателей, то они в последнее время растут и трансформируются: все более востребованными становятся менеджеры в сфере ИТ; ужесточаются требования к образованию.

Успех сопровождает тех работодателей, которые имеют ясную кадровую политику, технически грамотный HR-отдел, четко сформулированные задачи, профессиональные и личностные требования по вакансиям, продуманные комплексные мотивационные мероприятия, честность при приеме кандидата на работу и грамотное увольнение сотрудников.

Важно больше внимания уделять репутации организации, чтобы мнение о ней на кадровом рынке оставалось всегда положительным.

Перечень требований предъявляемых работодателями при приеме на работу нового сотрудника

  1. Лояльность и желание длительное время работать именно у него.
  2. Человеческая предсказуемость и этичность.
  3. Профессиональные качества, опыт работы в данной сфере, а также способность справиться с поставленной задачей.
  4. В целом можно отметить, что в данном сегменте кадрового рынка сложилась непростая ситуация как для работодателей, так и для соискателей. В активном поиске работы, как правило, находятся специалисты с небольшим опытом работы и выпускники вузов. Изменяется и взгляд работодателей на профессиональные качества персонала: ИТ-специалист, работающий в одном направлении, через год-два перестает быть интересен для них.