Мифы о внедрении 1С. Миф 1. Для автоматизации подходит любая конфигурация 1С

Поставка любой типовой конфигурации 1С версий 8 и 7.7 содержит платформу 1С:Предприятие и собственно базу данных (саму конфигурацию). Наличие платформы позволяет вносить практически любые изменения в типовую конфигурацию (случай дополнительной защиты конфигураций здесь не рассматривается). И хотя такая возможность имеется, типовая конфигурация уже содержит некоторый набор функционала для ведения учета в определенной предметной области в зависимости от назначения самой конфигурации. Если предметная область связана с ведением регламентированного учета (бухгалтерского, налогового или специального режима налогообложения), то в типовой конфигурации содержатся механизмы для ввода и хранения в электронном виде первичных документов, некоторый набор стандартных отчетов для анализа хранимой информации и возможности автоматического или ручного формирования регламентированной отчетности по данным, содержащимся в конфигурации. Несмотря на то, что и формы первичной документации, и формы налоговых деклараций утверждаются на законодательном уровне, различные учетные механизмы в разных типовых конфигурациях реализованы по-разному. То есть пользователь, приобретая типовую конфигурацию получает сразу готовый к применению программный продукт, который может автоматизировать учет или какой-то части, или полностью всех хозяйственных операций, которые имеют место в повседневной деятельности предприятия. Отсюда следует два очень важных вывода.

Во-первых, далеко не факт, что при постановке учета потребуется изменение типовой конфигурации. Возможностей типовой конфигурации может хватать для отражения всех возможных хозяйственных операций предприятия. Следовательно, совершенно неправильно вести речь о разработке технического задания на доработку программного продукта, еще не разобравшись в возможностях типовой конфигурации. Чем больше механизмов, востребованных пользователем, реализованы в типовой конфигурации, тем меньше требуется ее доработки «под нужды пользователей». Отсюда удешевляется процесс внедрения программного продукта и сокращаются сроки его внедрения. Кроме того, уменьшается количество ошибок в программах, так как типовые конфигурации, образно говоря, тестирует вся страна, а «доработки под нужды пользователей» тестируют сотрудники организации, заказавшие эти доработки.

Во-вторых, даже сама реализация имеющихся учетных механизмов в разных типовых конфигурациях может быть осуществлена по-разному. Да, при отражении операций по кассе могут, например, использоваться документы с одинаковым названием «Приходный кассовый ордер» и «Расходный кассовый ордер», но при этом реквизиты, подлежащие заполнению могут быть разными, отчеты для анализа могут иметь различный вид и возможности настройки. Следовательно, даже реализованные в типовой конфигурации учетные механизмы могут не устроить пользователей и потребуют изменения или доработки.

Отсюда следует важный вывод. Подбор типовой конфигурации должен осуществляться в зависимости от целей и задач, которые пользователь ставит перед автоматизацией учета. Чем больше возможностей имеет исходная типовая конфигурация 1С в соответствие с требованием пользователей, тем меньше риски при внедрении программных продуктов 1С.

Несложно продолжить мысль о том, что в выборе наиболее подходящей типовой конфигурации должен оказывать помощь специалист, с одной стороны, представляющий все штатные возможности типовых конфигураций 1С с точки зрения пользователей, а, с другой стороны, способный разобраться в хитросплетениях учета пользователя и, возможно, даже подсказать в развитии или изменении некоторых учетных механизмов, применяемых на предприятии при отражении хозяйственных операций. Неправильный выбор исходной типовой конфигурации может не только в разы увеличить стоимость внедрения программного продукта (будет «дорабатываться» то, что возможно уже имеется в других конфигурациях) и значительно увеличить сроки внедрения (доработка ведь потребует время) , но и в целом увеличить риски по срыву процесса автоматизации учета в организации (недостаточное финансирование, несоблюдение сроков, ошибки в учетных механизмах и т.п.).