Тренинги- плюсы и минусы…

Тренинг — интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок.

Психологический словарь

Спрос рождает предложение. По оценкам специалистов, за последние два года количество тренинговых агентств и компаний увеличилось почти в пять раз. Если почитать их рекламные проспекты, то создается впечатление, что тренинг вам или вашей фирме нужен всегда, и научить вас там могут всему. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Разновидностей психологических тренингов, проводящихся по принципу «вы платите денежки, а мы вас за это учим общаться с людьми (разговаривать по телефону, выступать публично, продавать, петь песни...)», сегодня видимо-невидимо. Весьма условно их можно разделить на три категории.

  1. Коммуникативные тренинги
  2. Тренинги личностного роста.
  3. Бизнес-тренинги.

Коммуникативные тренинги. Их основная задача — постановка поведенческих навыков. Вас берутся научить эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут вам преодолеть трудности в реальной жизни.

На таких тренингах вы научитесь решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга учатся налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне и вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.).

Разумеется, никто не ставит задачу за те несколько дней, которые длится тренинг, сделать из вас «мастера общения», «гроссмейстера влияния» и т.п. Это невозможно. (Если вам обещают нечто подобное, будьте уверены — это наглая ложь.) Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались на протяжении всей жизни, нельзя поменять за два дня. Нужна упорная и систематическая работа над собой. Цель тренинга — показать «как это делается», дать вам импульс для дальнейшего развития. Подразумевается, что вы будете продолжать отработку полученных навыков и после тренинга, пока они не превратятся в автоматический, естественный для вас способ поведения.

Тренинги личностного роста. Личностный рост — штука интересная, хотя и очень туманная. Во всяком случае, никто не способен объяснить человеческим языком: что, где, куда и насколько должно вырасти. Сами же тренинги личностного роста представляют собой разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы. Такой тренинг актуализирует переживания, которые вы смутно ощущаете как препятствия жизненного успеха и профессионального продвижения. С помощью других участников, вы вытаскиваете наружу свои неосознаваемые страхи, избавляетесь от внутренних барьеров, узнаете то, как вас воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более адекватную оценку своих способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки в общении. Основной упор делается на эмоциональных переживаниях людей в группе, на возникающих у них чувствах и на социальных масках, к которым прибегают некоторые участники группы, тогда как другие пытаются эти маски видоизменить. На этих тренингах исследуются и подвергаются сомнению, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как вы видите мир, поэтому, посещая его, надо быть готовым к серьезным изменениям взглядов на жизнь и свое место в ней.

Бизнес-тренинги. Это — бесчисленные вариации первых двух категорий, сориентированные на решение конкретных бизнес-задач. Львиную долю здесь составляют тренинги по продажам чего-либо. Популярны также тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций и т.н. «развитие персонала» (формирование команды). Сущность последнего заключается в стремлении превратить «эту шайку бездельников» в «сплоченную команду профессионалов».

На сегодняшний день основной недостаток бизнес-тренингов состоит в том, что они построены преимущественно на западном опыте и подходе к ведению бизнеса, которые у нас работают далеко не всегда. Все заявления, что тренинги хотя и разработаны за рубежом, но адаптированы под наш рынок, это, как правило, ерунда. Для адаптации нужны длительные сравнительные исследования, которыми сегодня никто себя не утруждает. Стоит также учитывать, что даже простой перевод с английского языка на русский уже видоизменяет вид тренинга.

Еще помните разумную мысль о том, что никто из тренеров не будет готовить специалистов, теоретически способных составить конкуренцию учителю. На тренингах даются только базовые навыки. Стать же настоящим «спецом» можно лишь путем систематического самообразования и постоянной практики. В общем — «на тренера надейся, а сам не плошай...»


Тренинги хороши тем, что во время их прохождения никто вас не учит, как надо жить. Выполняя разнообразные упражнения, участники сами обнаруживают то, как можно по-другому воспринимать себя и жизнь вокруг, как изменить собственное поведение, чтобы достигнуть нужных результатов. «Нет больше прошлого и нет больше будущего» — еще один принцип проведения тренингов. Он называется «здесь и сейчас». Предполагается, что именно непосредственное общение в тренинговой группе является основой для развития личности. Все стремления участников «перевести стрелки» — переключиться от тренинговой тематики на обсуждение событий прошлого или будущего — жестко пресекаются. Считается, что таким образом у личности срабатывают механизмы психологической защиты.

Принцип «здесь и сейчас» наиболее часто критикуется противниками тренингов, поскольку он фактически ставит всю человеческую коммуникацию с ног на голову. Исключение богатства прошлых воспоминаний наряду с запретом обсуждать будущую деятельность обедняет и делает тривиальными человеческие отношения. То, что группа действительно дает, пишет один критик — так это «взаимный анализ мимолетных впечатлений». Опыт такого общения трудно перенести в повседневную жизнь: оказавшись в обычных условиях, люди постепенно возвращаются к прежнему поведению. К тому же, психологический стриптиз, к которому часто принуждают участников тренинга, для многих людей не только неэффективен, но и вреден. Каждого участника группы, как правило, помещают на эмоционально «горячее место» и порой подвергают резкой критике («слишком негибкий... не может общаться... обороняющийся... лживый... слишком интеллектуальный и т.д.»). Это может привести к тому, что человек почувствует себя после занятий в группе еще хуже, чем раньше. Поэтому при формировании группы тренер должен проводить предварительные индивидуальные беседы с каждым участником, чтобы заранее выявить людей, которым тренинговая форма работы противопоказана. Но это в теории. На практике же тренеры этим правилом нередко пренебрегают в погоне за привлечением максимального количества участников. А в бизнес-тренингах оно отсутствует почти полностью — идя на поводу у бизнес-моды, боссы чуть ли не силой загоняют персонал своих фирм на тренинги, не заботясь о том, подходит ли конкретному человеку такая форма обучения.

Еще одно слабое место тренингов — ярко выраженный «темпоральный эффект», т.е. временный характер их действия. Обычно сразу после тренинга участники испытывают небывалый подъем, прилив сил и желание применить полученные знания и навыки на практике. Однако после непродолжительного промежутка времени (1-2 недели) вы обнаруживаете, что вернулись на прежний уровень взаимодействия с действительностью. Яркие эмоции и острые впечатления остались в прошлом, а впереди маячит привычная рутина повседневных будней. Желая вновь обрести утраченные ощущения, вы записываетесь на очередной тренинг и получаете очередную порцию эмоций. Но период «воодушевления» на этот раз уже значительно короче предыдущего. Постепенно потребность в энергетической подпитке извне все увеличивается, а время послетренингового «кайфа» все уменьшается. (Вообще-то, достаточно одного трехдневного курса в полгода, иначе наступает привыкание и психологические встряски не дают результата. Естественно, в тренинговых компаниях чаще всего «забывают» сообщить об этом своим клиентам.)

Проводить тренинги или нет? Решать Вам! Главное делать это грамотно!