Управление продажами в период кризиса

Мировой финансовый кризис наверняка внесет существенные изменения в работу компаний. У каждой из них есть свои уникальные технологии достижения цели, однако кризис заставляет кардинально пересматривать отработанные методы и стили управления, продаж и предлагать нестандартные и динамичные решения, отвечающие изменившейся внешней среде.

Компаниям необходимо применять стратегию направленную на минимизацию издержек, высокое качество обслуживания потребителей и гибкий менеджмент.

Одним из главных конкурентных преимуществ в сложившейся ситуации - качество сервиса. Для его повышения внедряется новая система мотивации сотрудников, основанная на качестве обслуживания и переход на новые методы отношения как с постоянными, так потенциальными клиентами. К таким методам относятся, следующие принципы:

  • показать нужность услуг компании применительно к кризису;
  • не снижать качество сервиса (в т.ч. уровень подготовки персонала);
  • разработать специальные антикризисные продуктовые решения (Антикризисную программу), не утяжеляющие линейку, с одной стороны, а с другой — не требующие дополнительных затрат;
  • применять решения (предлагать клиенту) по принципу «меню». Не устраивать «лотерею бонусов».

Но не нужно и забывать о сотрудниках, которые постоянно борются за высокий уровень продаж. Для них необходима специальная программа мотивации, которая бы включала следующие инструменты и тезисы:

  • детальные методические рекомендации для сотрудников, базирующиеся на антикризисной программе для клиентов;
  • специальное обучение ( в т.ч. с идеологической составляющей);
  • в основе работы заложен принцип «не менять стандарты»;
  • скидки для клиентов (размеры, уровень принятия решений);
  • оптимизацию бизнес-процессов;
  • необходимость перемен.

В период кризиса любое предприятие думает прежде всего о том, как сохранить свои позиции на рынке, поддержать на должном уровне ликвидность, обеспечить максимально эффективный контроль за расходование денежных средств. Особенно важно в период изменений не застыть в неподвижном состоянии и не дать стрессу парализовать работу.

Еще одним эффективным инструментом в управлении продажами является «аудит продаж». Он представляет собой проверку и подтверждение правильности работы отдела продаж и эффективность использования новых направлений на рынке. Так называемый «аудит продаж» проводиться одним из сотрудников фирмы, назначаемый руководством для независимого исследования и отражения реальной картины работы отдела сбыта. Такая проверка должна как можно меньше отнимать временных ресурсов и проводиться на основании ежемесячных и квартальных отчетов.

Основная цель «аудита продаж»- получить конкурентные преимущества за счет организации системы продаж. Аудит продаж ведет к повышению объемов продаж, сокращению издержек за счет оптимизации структуры затрат, повышению качества обслуживания потребителей товаров и услуг, усилению приверженности потребителей. Аудит продажи имеет своими целями:

  • проведение диагностики существующей системы управления продажами;
  • анализ рынка и конкурентного окружения;
  • анализ системы управления маркетингом (сбор, обработка и использование внешней информации);
  • анализ структурного обеспечения продаж, системы управления персоналом (подбор, обучение, контроль, мотивация и др.);
  • оценку торгового и обслуживающего персонала;
  • разработать стратегию продаж в компании (ключевые потребители и их интересы, реализация конкурентных преимуществ, отстройка от конкурентов);
  • внедрить систему планирования продаж и регулярной отчетности;
  • оптимизировать основные бизнес-процессы (закупки, внутренняя логистика, организация продаж и пр.);

В рамках аудита продаж могут быть разработаны следующие документы:

  • основные положения;
  • стратегия продаж;
  • организационная схема;
  • среднесрочные оперативные планы, формы отчетности;
  • должностные инструкции для управленческого, торгового и обслуживающего персонала;
  • стандарты сервиса (структурные и поведенческие);
  • положение о системе оплаты и премирования;
  • программа обучения персонала.

Период кризиса во все времена отличается от "обычного" периода жизни повышенной тревожностью, финансовой нестабильностью, неясностью перспектив. И паника вокруг кризиса создается во многом искусственно и по принципу цунами распространяется с невероятной быстротой и сокрушительными последствиями.