Временные трудности образования

Ответы Андрея Хороненко на вопросы об образовании.

Андрей Юрьевич, какое Ваше впечатление в целом от проведения Дня 1С:Карьера?

Вы знаете, в целом положительное. Основные мероприятия выполнены, однако сложилось впечатление, что впереди не початый край работы. То количество участников, которое осталось до конца мероприятия, показало, что огромное количество молодых людей, в принципе, может представлять свою будущую профессию в рамках автоматизации задач учета и управления. Поверьте, это совершенно отдельное направление. У меня много коллег-финансистов и среди аудиторов, и среди экономистов, и среди сообщества профессиональных бухгалтеров, но все мы в беседах приходим к единому выводу: автоматизация учета имеет такую специфику, которая не присутствует в работе наших коллег. К великому сожалению, современная система высшего образования это не достаточно учитывает.

Вы практик, тем не менее позволяете себе давать оценку системе высшего образования. Почему?

Все очень просто. 10 лет я преподавал в ВУЗах г. Ставрополя и уходил из высшего образования с должности доцента кафедры. На мой взгляд, имею полное право, уже с учетом полученного 8-летнего практического опыта работы в IT-компаниях, на свои суждения о требованиях к высшему образованию.

Что поразило Вас больше всего при подготовке и проведении Дня 1С:Карьера?

Я бы отметил два момента. Первое - это ни в одном из участвующих в Дне 1С:Карьера ВУЗах учебная программа не построена на изучении версии 1С Предприятие 8. Все образование построено на версии 7.7. Я понимаю, что включение в учебную программу изучения платформы и типовых конфигураций 1С:Предприятие 8 требует определенных затрат со стороны ВУЗа, но нынешний подход сродни тому, что сейчас начать изучать любую научную дисциплину на уровне знаний 10-15 летней давности. Полученные студентами знания явно не достаточны для немедленной работы на рынке. Требования рынка выше от знаний, даваемых сегодня ВУЗами. Второе - это практически все редставители профессорско-преподавательского состава ВУЗов твердили в один голос: программистов 1С, тем более версии 8 у нас не готовят. Это говорили и заведующие кафедрами и преподаватели. У меня возникал резонный вопрос: неужели они свято верят, что студенты ничего кроме предметов в рамках учебных программ не изучают? Где же тогда факультативные курсы? Практика показала, что мы были правы. В проведении конкурса участвовало несколько команд программистов 1С. И хотя команда программистов из СГУ заняла в финале четвертое место, она вполне достойно показала себя при выполнении конкурсных заданий. Необходимо резко изменить направление на построение учебных программ на использовании платформы 1С:Предприятие 8 вместо версии 7.7.

Что бы Вы предложили для повышения качества учебных занятий?

Речь я могу вести только о прикладных дисциплинах. Самое главное – это совершенно четкое понимание профессорско-преподавательским составом тех требований, которые предъявляет рынок к выпускнику ВУЗа. Мне довелось этим летом присутствовать на защите дипломных работ выпускников ВУЗа по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Так вот примерно в 30-35% случаях выводы и результаты дипломных работ совпадали с теми, с которыми и специалисты-практики, и мы при оказании консультаций реально боремся при постановке регламентированного и управленческого учета как c не правильными. Но ведь дипломную работу читали рецензенты, у выпускника есть научный руководитель. Следовательно, начинать надо с представлений преподавателей о потребностях и суждениях, сформированных на практике. Как вариант, мы предлагали и предлагаем ВУЗам производить краткосрочный обмен сотрудниками: к нам мы приглашаем преподавателей для работы в течение некоторого времени в качестве консультантов-стажеров при практической автоматизации учета в организациях. В то же время наши специалисты готовы провести цикл занятий в рамках учебной программы по программам 1С.

Вернемся к Дню 1С:Карьеры. Все ли удачно прошло? Все задуманное получилось?

Мы благодарны руководству Ставропольского аграрного университета, любезно предоставившим нам все условия для проведения мероприятия. Задуманный сценарий выполнен. Однако в ходе проведения выявились моменты, которые, как минимум, можно отнести к спорным. Так участники конкурса отметили в будущем необходимость извещения об условиях и порядке участия минимум за месяц до мероприятия. Сомнительным представляется, по мнению большинства членов жюри, проведение отборочного этапа конкурса параллельно с основными мероприятиями Дня 1С:Карьера и т.п. На совещании после проведения Дня 1С:Карьера все замечания были высказаны и зафиксированы. Они будут учитываться при проведении аналогичных мероприятий в будущем.

Какой самый главный итог проведения Дня 1С:Карьера?

Вы знаете, а студенты с удовольствием участвуют в конкурсах. Более того, на основе проведения аналогичных мероприятий можно вообще задавать тон для формирования требований к учебным программам и уровню преподавания соответствующих дисциплин. Главное отличие подобного конкурса от всевозможных олимпиад – это комплексность подхода. В конкурсе участвует команда, в идеале, разнородных специалистов (предметники, программисты). Постепенно конкурсные задания можно усложнять, комплексность (количество разных специалистов) увеличивать. Используя Интернет, очные соревнования, можно выстроить целую систему в проведении подобных межвузовских конкурсов. Короче, можно фантазировать и фантазировать.

Согласитесь, ни одна аккредитация ВУЗа, ни один рейтинг, ни любое качественное состояние профессорско-преподавательского состава не может так точно определить уровень преподавания в ВУЗе, как результаты участия студентов на межвузовских конкурсах. За такими конкурсами будущее.